г. Якутск, Лермонтова, 23/1
тел: (4112) 22-46-21

Книга памяти

Страницы истории

 

Охраной собственности государства и граждан сейчас занимается довольно много структур, как частных, так и государственных. Весьма важное место среди них занимает вневедомственная охрана, существующая как отдельная структура в составе МВД с октября 1952 года.

Первые подразделения охраны начинались со сторожей, вооруженных допотопными берданками, сегодня наша служба является одной из самых технически оснащенных в структуре МВД, предоставляет широкий спектр услуг по охране собственности – от подключения квартиры к пульту до вооруженного сопровождения ценностей по территории Российской Федерации.

29 октября 1952 года постановлением Совета министров СССР при МВД было создано Главное управление вневедомственной сторожевой охраны. Прибавление слова «сторожевой» означало, что тогда опора в ее работе в основном делалась на военизированную охрану из сторожей. Первым начальником ОВСО при МВД ЯАССР был назначен Антон Николаевич Стрелецкий. Как и для многих первых руководителей отделов ВСО, новое дело было для него малознакомо и непривычно, несмотря на большой стаж работы в милиции. Особенно из-за того, что начальник ОВСО должен был разбираться, хотя бы немного в бухгалтерии и чувствовать рыночную конъюнктуру, что было непривычно и нетипично для многих офицеров милиции того времени.

Отдел ВСО в ЯАССР был создан одним из первых в СССР. В других регионах отделы ВСО были созданы значительно позже. Создание ОВСО в Якутии объяснялось тем, что в начале 1950 года уже планировалась начать широкое промышленное освоение недр Якутии, что означало необходимость заблаговременной организации хорошей охраны. Но начало работы отдела ВСО в ЯАССР было очень трудным. В первое время стараниями Стрелецкого удалось заключить договоры о взятии под охрану довольно большого количества предприятий и организаций в г. Якутске. Причем это произошло во многом благодаря установлению личных контактов Стрелецкого с их руководителями. Но уже в 1954 году некоторые из охраняемых предприятий оказались неплатежеспособными. Вообще, период становления вневедомственной сторожевой охраны растянулся более чем на 8 лет, вплоть до начала 1960-х годов. В этом не было вины А.Н. Стрелецкого, так как на увеличение продолжительности этого периода влияли весьма объективные причины. Началась своеобразная перестройка экономики. Происходило укрупнение предприятий, которое нередко совершалось при помощи искусственной ликвидации мелких мастерских и заводиков, производственные мощности которых передавались более крупным производственным организациям. Но иногда необдуманно закрывались вполне жизнеспособные предприятия, существование которых почему-то было признано невыгодным. Разумеется, этот процесс вызывал сокращение численности реальных или потенциальных клиентов отдела ВСО. Кроме того, все это отрицательно влияло на имидж недавно созданного отдела ВСО. Причины, не способствовавшие созданию положительного образа тогдашней вневедомственной охраны, были многочисленны:

1.     Аббревиатура ВОХР обозначала и охрану лагерей и сторожей ОВСО;

2.     Форма офицеров ВОХР и милиции почти ничем не различалась, особенно зимняя.

3.     Подразделения ВОХР ГУЛАГа (затем внутренних войск) иногда еще долго подменяли ОВСО (например, 536-й полк ВВ до 1970-х гг. охранял пристань и цементный завод в п. Мохсоголлох).

4.     Пропагандистские органы МВД (политотделы) не могли создать ОВСО положительный образ, ибо были вначале ориентированы лишь на идеологическую работу только среди самих милиционеров.

Все эти причины усугублялись еще и относительно низким общеобразовательным уровнем населения (по сравнению с нашим временем), не разбиравшимся во внутренней структуре МВД. Вообще для России весьма характерно резкое изменение отношения обывателя к органам правопорядка при внезапной либерализации жизни.

После смены высшего руководства СССР в 1964 году сокращение численности милиции, начатое при Н.С. Хрущеве, было прекращено. Кроме того, стали уделять больше внимания ее техническому оснащению. Было запланировано начать с 1967 года серийное производство средств пожарно – охранной сигнализации. До этого решения их выпуск был мелкосерийным, разработку и изготовление приборов сигнализации старались максимально удешевить, что отрицательно сказывалось на качестве.

Масса ЧП в регионах Советского Союза, когда сторожа погибали в схватке с преступниками и на пожарах, были все-таки проанализированы руководством союзного МООП и привели его к выводу о том, что нужно заменять сторожей кадровыми милиционерами.

6 ноября Совет Министров СССР принял постановление № 896, предлагавшее управлениям вневедомственной охраны МООП СССР сократить количество сторожей. Сокращение их количества должно было компенсироваться усиленным внедрением технических средств охраны. Поэтому в 1967-1968 гг. в Якутской АССР было сокращено 1020 сторожей с фондом зарплаты в 1 миллион 22 тысячи рублей. Однако полностью сократить в Якутии всех сторожей было практически невозможно. Поэтому сторожевая охрана существовала у нас до начала 1970-х годов.

12 августа 1968 года начальник вневедомственной охраны МООП ЯАССР С.Д. Григорьев доложил Совету министров Якутии, что сократил за 6 месяцев того же года 595 сторожей с фондом зарплаты в 613 000 рублей.

Одной из важнейших заслуг майора милиции (впоследствии подполковника) Степана Дмитриевича Григорьева, сменившего с 1 января 1961 года, ушедшего на пенсию по возрасту А.Н. Стрелецкого, было то, что он всячески старался сохранить созданную своим предшественником службу сторожевой охраны и неоднократно обращался к высшему руководству республики с предложением о совершенствовании материальной базы ОВСО.

Начало 1960-х годов являлось временем промышленного развития, массового увеличения количества различных народно-хозяйственных объектов и строительства. Старания Григорьева и поддерживавших его представителей руководства республики увенчались все-таки успехом. 2 июля 1965 года Совет министров Якутской АССР утвердил план внедрения технических средств охранной сигнализации на сумму свыше 366 000 рублей, рассчитанный на 1966 – 1970 годы.

Это событие являлось настоящей революцией в жизни вневедомственной охраны в Якутии и позволило расширить сферу ее деятельности за пределы городов Якутска, Мирного, Алдана и ряда отдаленных районов практически на всю республику. Быстрое развитие технических способностей вневедомственной охраны позволило ей занять достойное место среди других подразделений МВД. Одновременно отдел ВСО стал после 1965 года частью МВД, к которому его руководство обращается при необходимости за материально-финансовыми средствами.

Началось это с того, что 19 мая 1969 года руководство МВД ЯАССР обязало вневедомственную охрану оборудовать электрозвуковой сигнализацией все КПЗ во всех районах республики за счет своих средств.      

Вообще, к концу 1960-х годов было уже создано 33 подразделения вневедомственной охраны при местных районных и городских отделах милиции. К 1 июля 1968 года в Якутии вневедомственная охрана охраняла 6351 объект. Военизированная охрана разных гражданских ведомств, ведомственные сторожа и вахтеры охраняли уже меньше объектов – 1390. Но статистические данные гласили, что за январь-июнь 1968 года вневедомственная охрана допустила 14 краж с охраняемых объектов (ущерб, разумеется, был возмещен за счет ОВСО). Ведомственные же охранники за тот же период допустили целых 109 краж. Офицеры ВСО могли только писать представления этим руководителям, указывая им на необходимость устранения недостатков в системе охраны. Но ситуация с начальниками влиятельных ведомств, не прислушивавшихся к представлениям вневедомственной охраны, продолжала сохраняться вплоть до 1970-х годов.

Ужесточался контрольно-пропускной режим на охраняемых предприятиях и организациях, стали составляться протокола по мелкой краже на работников и директоров